Откуда растут "ноги" у халстука, поддерживающего нынче ворот мужских рубах? В фильме "БдМс" у Баджирао на платье (плоти) показаны разрезы - слева, кажется.
Ма не поленилась, проверила, лишний раз порадовавшись цепкости своих подслеповатых глаз:)))
см. с 33 мин:
http://filmotur.ru/istoricheskiy/3309-b … -2015.html
И каков разрез!!! Будь здоров!
Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.
Илья Фоняков «Воспоминания о Д. С. Лихачёве»:
Дмитрий Сергеевич поддержал меня. И самым неожиданным образом. Он заговорил о русской рубахе-косоворотке, разрез которой, оказывается, не случайно расположен не посередине груди, а смещён в сторону. Именно для того, чтобы цепочка и нательный крест не вываливались наружу!
(Википедия).
Как мило! Тьфу! Про крестик это, конечно, выдумка. Академики Лихачёвы ма не указ. Как бы у "академиков" чего поважнее не вывалилось, из брюк.
"Косоворотка. традиционная мужская рубаха на Руси; туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота; украшалась вышивкой"
- на рубахе-косоворотке - РУБец.
"отличие косоворотки ― смещенная влево планочка-застежка"
А вот почему ворот смещён влево, никто не сообщает.
Вряд ли Баджирао опасался, что у него выпадет крестик из разреза на белом РУБище. Зато он сообщает Мастани, что "и у пешвы есть сердце". Эпизод занятен тем, что он прижигает её сердце кинжалом (розгой своего меча - к тому же ядовитой! вот те раз! - он рассёк ей левое плечо). Да, ещё он сообщает, что обычно после касания его меча не выживают. А как он её ранил? Она видит то, чего не видит он - врага за его спиной. А она, повторяю, видит! т.е. буквально его глаза на затылке. Он же решил, что она на него нападает. Ошибочка вышла. Да, и ножны кинжала - в виде "конька".
"В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон женской рубахи со сборенными рукавами специально для кормления младенцев. В Сибири, например, женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. (там же)
Длиннорукость Мастани показана в фильме цепями.
Е.Замятин. "Ловец человеков":
"Брюки покачивались. Вероятно, на мистере Краггсе -- брюки прекрасны и вместе с его телом дадут согласный аккорд. Но так, обособленные в пространстве,-- брюки мистера Краггса были кошмарны. В окно тянул ветер. Покачиваясь, брюки жили: короткое, обрубленное, кубическое существо, составленное только из ног, брюха и прочего принадлежащего. И вот снимутся, и пойдут вышагивать -- между людей..."
Эвона как. А ведь верно подмечено - про "обрубок". Замятин также подсказывает: брюки - брюхо. Мало кто задумывается над этим, что современные рубашка и брюки это разРУБленное целое. Так вот почему так люблю старинное платье - и на женщинах и на мужчинах, из-за целостного образа. Вышивка опять же...
Вернусь к рубахе... Удивительное слово. РУБИще это совсем не ветхая одежда (хотя и "ветхая" связана с "вечность"), не "лохмотья". Пифагор ходил в рубище - белом льняном плаще (с "кровавым" подбоем). Корень слова РУБаха на самом деле - КУСТ (лат. rubi), сВЯЗка, а также значит "прививать (дерево)". На поверку, это пылающий куст, источающий волны тепла и света. Вретище, власяница то же самое. К примеру, на средневековых изображениях Марии Магдалины, её тело сплошь рыжеволосое. И это отнюдь не "верблюжья шерсть", нет! нет! и нет!!! Это её собственные волосы, власяница - заЩИТный покров (ЩИТ - ЩИТина).
Мария Магдалена, вознесенная ангелами, Польша, Гданьск, 1430 г.
Сейчас в сети развелось много проходимцев, до брызг слюной доказывающих, что ГАГАРин не летал в космос. Не задумывались, почему человек с птичьей фамилией был отправлен в космос именно в рыжем (оранжевом) комбинезоне? В "верхах" нет идиотов. Ма могла бы привести массу примеров подобных РУБищ, самых узнаваемых и почему-то в упор не замечаемых людЯми. Но и этих двух примеров вполне достаточно, чтобы уЯснить суть РУБИЩА, ВРЕТИЩА и ВЛАСЯНИЦЫ - все перечисленные связаны с пылающим КУСТом.
Славянские РУБахи и САРаФаны - всегда! - были разшиты КРАСНЫМ по БЕЛОМУ (льну). Тогда не только "верхи", а все поСеляне от мал до велика были в курсе "царской символики" на одежде, её кроя и цвета. У беларусов добавлен зелёный (чОрный) цвет - третья нитка, наряду с красной и белой. К чему бы это? Помните, как в фильме "БМ" любители шафранных стягов воевали против любителей зелёных стягов? Т.е. ВЕРХ воевал с НИЗом.
В беларуском народном РУБИЩЕ зелёного (чОрного) цвета - небольшие вкрапления, ведь народ разумел, что "трава-МУРава" цедоКУПное сочетание не абы как... с этим нельзя переборщить. Мудрый народ. Поэтому ма так люблю своё платье, ало-белое, с сине-златыми огурцами. Смешение сине-жёлтого рождает зелёный. Огурцы у Природы зелёные, ей-ей:)
Рубашка и брюки –
разрублено целое
на чOрное-белое.
Так рубится тело
в наше время -
точнее, бремя? -
где коротки наши руки.
А вы не знали, не замечали?
Едва ли. Ещё и галстуком
стянуто горло. Не душно?
Не больно?..
Будет продолжение стихии, про РУБище и АлоБелов платье, с жолто-синими охурцами. Рожаю, как Мастани.