АлаМа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » АлаМа » Тестовый форум » В.Орлов. Альтист Данилов


В.Орлов. Альтист Данилов

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Когда-то  Земля  была  избрана  для  Девяти  Слоев  базовой  планетой
(Данилов слышал о такой теории происхождения Девяти Слоев). Но с той  поры
много воды утекло. Много  дыма  истаяло.  Работниками  Девяти  Слоев  были
освоены и другие цивилизации. Иные замечательные,  но  слишком  грамотные.
Иные недоразвитые. Внедрились работники и  в  пустынные  звездно-планетные
системы, где пока корчились и грелись лишь микроорганизмы, а то  и  просто
бушевали  в  одиночестве  и  самоедстве  бездушные  стихии.   И   движения
расплавленных или остывших веществ нельзя было оставлять  без  пригляда  и
внимания. Хватало занятий и пространств. (Время же текло само по  себе.  А
может быть, и не текло. Впрочем, это не имело значения.) Земля по-прежнему
в хлопотах работников Девяти  Слоев  занимала  важное  место <…>

     В Первый Слой он вышел не сразу. Опять заробел.
     Он полагал, что пробудет здесь недолго. Если его отсюда выпустят.  Но
Данилов думал, что выпустят. Теперь, по кнопкам лифта, он  знал,  что  его
койка с платяным шкафом помещаются в Четвертом Слое Гостеприимства.  Он  -
гость. То есть хотя бы вызванный  просто  по  делу.  Впрочем,  Данилов  не
обольщался. Мало ли где могли его разместить...
     Ни навстречу Данилову, ни мимо него никто  не  шел.  Сам  он  не  был
намерен тревожить чьи-либо тени и сущности. Печальная  мгла  стыла  всюду.
Данилову было не по себе. Следовало уезжать. И уж никак  нельзя  ему  было
идти к памятному месту. А Данилов не смог побороть искушения. И  пошел.  В
том месте до сих пор  был  завал  булыжников,  битого  цветного  стекла  и
изломанных  декоративных  костей.  Данилов  разгреб  завал,  перламутровая
пленка по-прежнему  была  здесь  ободрана,  и  сквозь  открытый  бесценный
хрусталь нижней сферы Данилов увидел Большого Синего Быка.
     Синий Бык стоял смирно, тихо шевелил губами, вздрагивали его  верхние
веки, однажды дернулось правое ухо, будто на него село насекомое.  Большой
Синий Бык всегда держал на своей  спине  Девять  Слоев  и  должен  был  их
держать вечно. Знать о нем полагалось, смотреть на  него  было  запрещено.
Однако  в  юности  Данилов  из  любопытства  и  озорства  нарушал  запреты
(повзрослев, узнал, что нарушение иных запретов поощряется). Но запрет  на
Большого Быка был  слишком  серьезный.  Именно  своей  серьезностью  он  и
подтолкнул Данилова  к  рискованной  проказе.  Данилов  прослышал,  что  в
нескольких  местах  перламутровая  пленка,  покрывавшая   изнутри   нижнюю
хрустальную сферу, обшелушилась, и там сквозь хрусталь -  видно.  Данилов,
бедовая голова, проник в одно  из  тех  мест,  здесь  не  только  облетела
перламутровая пленка, но и была в хрустале трещина, чуть ли  не щель.  Ее
даже не заделали, а просто завалили камнями, битым стеклом и декоративными
костями. Тогда Данилов и увидел Большого Синего Быка. Бык стоял  на  самом
деле великий, но Данилов по молодости лет был разочарован: "Ну, стоит, ну,
держит, ну и что?" Однако потом  вспоминал  о  Быке  с  уважением.  Теперь
Данилов чувствовал, что не одни  лишь  воспоминания  о  юношеской  проказе
привели его сюда. И нечто другое... Щель до сих пор  так  и  не  заделали,
перламутровую пленку не подклеили. Оставили завал. Данилов стоял и смотрел
на Быка. На спине  Быка  под  жесткой  и  свежей  еще  шерстью  вздрогнули
мускулы,  какое-то  усилие  почуял  Данилов,  возможно,  спина   животного
чесалась. "Бедняга!" - подумал Данилов. В завале он отыскал обломок  кости
потоньше и подлиннее, сунул его в трещину, достал до спины  Быка,  почесал
ее.  Веки  животного  поднялись,  видимый  Данилову  глаз  показался   ему
благодарным, он просил: "Еще!"  Данилов  долго  почесывал  обломком  кости
Быка. Наконец веко Большого Быка опустилось, и  Данилов  понял:  "Хватит".
Данилов сдвинул камни, стекло и кости, пошел к лифту. По  дороге  подумал:
"А Кармадон-то? Неужели на Земле он хотел побыть синим быком именно  из-за
этого. Большого, который держит на себе Девять Слоев? Как  мне  раньше  не
пришло в голову! Но зачем Кармадону это?.. А зачем тебе твоя музыка..."

Владимир Орлов

0

2

Загадки альтиста Данилова

Владимир Орлов создал мегатекст, возможно, последний из произведений советской и российской литературы за прошедшее с его возникновения время (1976г). В нем нет прямых цитат, которыми бедные на воображение современные авторы любят потчевать своих непритязательных читателей, когда герои вымышленных миров неожиданно поют песенки из кинофильмов или, того тошней, разговаривают цитатами из классиков марксизма-ленинизма. Более того, чтобы понять, откуда взялись те или иные персонажи "Альтиста Данилова", внимательные читатели перерывают груды литературы, связанной со славянской и индо-европейской культурой, находят в тексте отражения великих мыслителей и гениев прошлого и странным образом видят отражение будущего, которое к моменту написания книги было весьма отдаленным, а порой и невозможным. Впрочем, в романе есть множество аллюзий и отсылок, и к лермонтовским "Демону" и "Азраилу", и к "Фаусту" Гете. Вся прелесть романа в том,что эти аллюзии и отсылки не видны с первого взгляда, для того, чтобы их обнаружить, нужно, как минимум, хорошо знать как текст Орлова, так и тексты его предшественников*. Ниже приводятся результаты наших "раскопок".

Девять Слоев, мир Данилова, разумеется, отсылает нас к "Божественной Комедии" Данте и его девяти кругам Ада. Правда, в отличие от Дантова Ада, это всего лишь место жительства духов стихий, вольных сынов эфира - демонов. Поэтому Слои, связанные между собой Лифтом - это просто этажи огромного здания. Вот Седьмой Слой - Удовольствий, где проводятся балы и карнавалы, и где находится замечательный Зоопарк, в котором собраны все животные Земли, вымершие и уничтоженные, от драконов и единорогов, до динозавров и стеллеровой коровы. Вот Пятый Слой - Науки, где в разных лабораториях демонические ученые изобретают различные способы вреда и пакостей от неправильных рецептов для женских журналов до летающих тарелочек, смущающих умы уфологов. Вот Второй Слой - Отдыха увечных воинов, пострадавших на тяжкой службе причинения вреда человечеству, а вот Четвертый Слой - Гостеприимства, для командировочных демонов, в общем, все, как у людей. Почему как у людей? Так ведь Земля (Тот Еще Свет, по терминологии демонов) - это базовая планета Девяти Слоев, да и сами демоны предпочитают воплощаться в формы, известные жителям Земли.
В Первом Слое, там, где Данте поместил Люцифера, стоит Большой Синий Бык, на спине которого покоятся Девять Слоев. Что это за супер-Демон такой, Демон, которому так бездарно подражал Кармадон, пытаясь влезть в его шкуру?

"Если термин «Богиня-Мать» является общепринятым в науке, то «Бог Земли» (или «Бог Преисподней») как обозначение универсалии встречается сравнительно редко. Мы полагаем, что он незаслуженно обойден вниманием ученых, и, поскольку этот термин не является широко распространенным, нам следует дать определение Бога Земли прежде, чем переходить к анализу его образа.
Само его обозначение указывает на то, что перед нами владыка хтонических сил земли и преисподней, то есть того, что в трехчастной структуре мироздания связывается с понятием «нижний мир». Как хозяин нижнего мира, Бог Земли обладает рядом черт, которые мы уже отмечали у Богини-Матери: он властен над силами смерти (а при амбивалентности – и жизни), а также над мудростью и магией. Отметим, что если Богиня-Мать воплощает жизнь и смерть относительно уравновешенно, то Бог Земли – это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств – эти черты в его облике периферийны. Как владыка мертвых, Бог Земли в ряде мифологий трансформируется в загробного судию, становясь в таком случае воплощением справедливости; однако в своих архаичных формах Бог Земли выступает хаотичным, стихийным чудовищем, губящим безо всякой причины.

...Итак, Синий Бык. Один из самых удивительных персонажей общеевразийской мифологии, заслуживающий, несомненно, отдельного исследования... Это зооморфная ипостась Бога Земли, воплощение преисподней. Алтайский миф о приведении Синего Быка в мир людей идентичен двенадцатому подвигу Геракла – приведению в мир людей Кербера. Чрезвычайно подробно образ Быка как ипостаси Бога Земли разработан А.Ф. Лосевым в его «Античной мифологии»; хотя Критский Бык не выглядит синим, он выходит из моря, то есть синий цвет в его мифологеме подразумевается. И алтайский Синий Бык, и Критский Бык – людоеды. С алтайским мифом чрезвычайно схож сюжет из финской «Калевалы», где лось Хийси (злого духа) причиняет людям те же беды, что и Синий бык; лось вообще может выступать как заменитель быка, а один из лосей назван в «Калевале» синим. На синих быках разъезжают боги и богатыри преисподней в эпосе тюркских и монгольских народов.
Вообще о быке как ипостаси Бога Земли написано много. Для нас особенно важно, что образ Синего Быка зафиксирован у неродственных народов Евразии. Это позволяет нам утверждать, что мифологема Синего Быка является, по крайней мере, евразийской универсалией... Бог Земли бывает не только быко-, но и оленеглавым (таков, например, кельтский Кернунн; изображения оленеглавых людей известны со времен палеолита)."**

Кто такой Белый Старец, отец Данилова, сосланный на отдаленный Юпитер, и предлагающий сыну власть над миром? Это еще одно воплощение Синего быка, одна из его ипостасей (мифологем).
Белый Старец — Божество, широко распространенное в Восточной и Центральной Азии и известное под именем Цагаан эбугена, имеет множество местных имен, так, например, монгольское С'agan еbugen известно в Монголии также как и Цагаан авга; буряты называют его Саган vбгэн; халхасцы — Цаhан буурл овгн. По мнению ордосцев, стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в сторону, там начнется падеж скота в большом количестве и поэтому его называет «Мялзан цагаан овгон» [1], то есть «Белый старец, повелевающий и жизнью и смертью» [2]. В Калмыкии его имя — «Джилийн эзэн» или «Джилийн Нойон», что в переводе означает «Хозяин года», под этим же именем Белый старец известен в Калмыкии, где его также называют «Цаган овген» или «Цаган авга», также «Газрын эзэн» «Делкян Цаган овген», «Делкян эзен» и «Когшин Богд» [3] — то есть «Хозяин пространства», «Хозяин всей земли» или «Хозяин мира». Его еще считали общекалмыцким покровителем, называя Ики бурхан — «Великое божество», «Хозяин всего пространства». Хозяин Мира — в этой названии наверное осталось из древних корней, возможно он был главным поклонением. Еще одно из названий Белого старца — это Нуудг бурхан — «Кочующий бурхан», то есть «Возвращающий на свои кочевья в новолуние и полнолуние»
Тексты, посвященные Белому старцу, свидетельствуют, что его чтят как покровителя богатства, счастья, удачи, семейного благополучия, как божество долголетия, плодородия, продолжения рода. В Монголии он — «хозяин скота», хозяин Земли и всего, что находится на ней — камней, лесов, воды, трав, зверей; его называют хозяином духов-хозяев земли, т.е. ставят иерархически выше обычных монгольских духов хозяев. В сутре из монастыря Гандан он действует как «Давший обет помогать всем живущим».
Будучи канонизированным, в XVIII веке, когда в свод буддийских сочинений была введена сутра «Воскурение и приношение Белого Старца», Белый старец оказался включенным в число действующих лиц цама-мистерии устрашения еретиков и врагов веры, умиротворения и нейтрализации, злых духов, торжества над ними. Так белый Старец вошел в число известных буддийских богов-защитников веры.
Наконец, как отмечается в вышеназванной сутре, Мудрый Белый Старец достиг состояния святости, и тогда, куда бы он ни кинул благословляющий взор, повсюду расцветала Земля, плодился скот, рождались дочери и сыновья, приходило «счастье совершать добродетельные дела». При отсутствии внимания с его стороны тускнело все вокруг, жизнь замирала. Взгляд неодобрения греховных человеческих деяний нес «несчастные дни»: болезни, раны, обман, убытки, мучения, смерть.
Похож, не правда ли?
И раз уж мы перешли к поискам родословных героев Орлова, давайте попробуем разобраться в происхождении Кардамона и его ученого брата, Нового Маргарита. Нам известно, что Кардамон был назван так в честь кавказского ущелья, в котором его папенька имел приключения с некой горянкой. Вам это ничего не напоминает? "Печальный демон, дух изгнанья летел над грешною землей..." Подозреваю, что прекрасную горянку звали Тамарой. А Михаил Юрьевич Лермонтов всю эту историю просто записал.
Дядей братьев демонов был сам Мефистофель, к моменту рассказа об альтисте Данилове, пребывавший на пенсии и трогательно занимавшийся огородничеством. И Новый Маргарит вполне мог быть назван так, чтобы угодить дядюшке. Но есть ведь и еще одна вероятность - папу братьев вполне могли звать... Воландом. Впрочем, это мои личные домыслы, но согласитесь, картинка вырисовывается великолепная.

Музыка

Музыка играет в романе особую роль. Конечно, это роман о Музыканте. И разумеется, почти все в его жизни так или иначе пронизано музыкой. Но и сам роман Владимира Орлова можно петь, так гармонично сложены в нем слова в предложения.
Что такое музыка сфер и как она звучит?
Идея мировой музыки - musica mundana. Космологический компонент музыкального искусства занимает центральное положение в философско-эстетических взглядах древнегреческих мыслителей-пифагорейцев. Согласно Пифагору, Солнце, Луна и планеты, располагаясь на небосклоне, соединяются в музыкальные созвучия. Так рождается чудесная музыка - musica mundana, без которой мир распался бы на части.

Каждая планета солнечной системы имеет свой собственный тон, ее расстояние от Земли соответствует определенным музыкальным интервалам: вечное кружение планет и есть гармония, или музыка, сфер. Вселенная, которую пифагорейцы представляли в виде гармонически настроенного космоса, наполнена музыкой. Все мироздание, природа, человек, согласно пифагорейцам, построены по законам музыкальной гармонии, и эта гармония образует единство мира. У пифагорейцев, Гераклита и позднее у Платона (пифагорейское учение о гармонии сфер Платон развивает в "Тимее"Wink, Вселенная - это гармонически настроенный и издающий божественную музыку космос.

Итоги многовековому развитию античной науки о музыке подвел в своих трудах римский философ-неоплатоник Боэций, приверженец учения пифагорейцев о гармонии.

В эпоху Ренессанса, в эстетике Дж. Царлино, В. Галилея и др., античное учение о гармонии возрождается в его первоначальном виде, как учение, освобожденное от средневековых символов и аллегорий, как искусство, воскрешающее идеалы древних греков.

Но поистине второе рождение пифагорейско-платоновская концепция музыки сфер получает в трудах выдающегося астронома, математика, физика и философа И. Кеплера. В 1619 г. он пишет трактат "Гармония мира", в котором дает яркую картину гармонического устройства Вселенной. В гармонической шкале небесных движений, писал ученый, скрыто сохраняется архетип мироустройства. Каждая планета, считает Кеплер, соответствует определенному музыкальному ладу и даже тембру человеческого голоса (Сатурну и Юпитеру присущ басовый регистр, Марсу - тенор, Земле и Венере - альт, Меркурию - дискант).

Мировая гармония царит не только во Вселенной, она, по Кеплеру, запечатлевается как образ мировой гармонии в человеческой душе.

В эпоху романтизма пифагорейско-кеплеровское представление о гармонии становится основой мироощущения: мир для романтиков - это музыкальная Вселенная. Выдвинув лозунг синтеза всех искусств, романтизм провозглашает высшим "безграничнейшее из всех искусств" (Ф. Шеллинг), имеющее своим предметом "бесконечное" - музыку. Для романтиков музыка - "душа" всякого искусства и предельное проявление духа. Она пронизывает все сферы жизни, связывая воедино материю с духом, землю с небом, единичное с универсальным. Она - отражение порядка и красоты Вселенной, тончайшая стихия, объединяющая все мироздание.***

И диссонансом музыке сфер - "тишизм" Земского. "Истина вне слов" — известный дзэнский постулат. Но не может быть истины музыки вне музыки, вне звуков и гармоний. Хотя и это выражение - истина вне слов - весьма изящно обыгрывается Орловым в составлении музыкального словаря Данилова. Не желая, чтобы его просветили демоническим рентгеном, выискивая невосторженные мысли, Данилов придумал себе красивый выход из положения. Истина - вне слов. Но - в Музыке.

История написания "Альтиста Данилова" загадочна. В 1972 году Владимир Орлов принес в журнал маленький рассказ об истории любви домового к смертной женщине. Времена тогда были реакционные, суровые, цензура резала все, что хоть как-то выбивалось из общей серой массы. Рассказ не прошел. А автор обиделся. И написал "Альтиста Данилова". Уже не просто о домовом (хотя есть там и домовые, есть), а о Демоне. И как ни странно - роман напечатали! Как его проспала бдительная цензура - уму непостижимо. С тех пор роман многократно переиздавался и переводился на множество иностранных языков. А недавно компания НТВ-Кино объявила о том,что готовится к производству художественный фильм. Посмотрим?

А в завершение - реальная история, случившаяся со мной в мае 1991 года. Навещая престарелую родственницу в больнице, услышала от нее рассказ о недавно умершем пациенте этой же больницы, "сумасшедшем скрипаче, которому на голову упала люстра". А потом мир начал стремительно меняться, словно взял девизом "Ничто не слишком!". Да и имя нового демона-координатора оказалось у всех на устах достаточно скоро: Кавказ, Кармадон...

Примечания

*И. А. Суханова Разновидности интертекста в романе В. Орлова "Альтист Данилов" Аллюзии.
**А.Л.Баркова, старший научный сотрудник Международного Центра Рерихов, статья МИФОЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ В ТИБЕТСКОЙ ИКОНОГРАФИИ
***Гнилова Т.Н., Диссертация.
[1] Дулам С. Монгол домог зvйн дvр. Улаанбаатар. 1989. С. 180.
[2] Tucci G., Heissig W. Les religions du Tibet et de la mongolie // Traduit de l' allemand par R. Sailley. Paris: Payot, 1973. C. 443.
[3] Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, 1991. С. 29.
(материалы с сайта Антропология)

Отдельное спасибо pieretta за помощь в поисках материала.

Автор: Ирэна (Пуговка) Бленд 

В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

Владимиру Орлову, ушедшему от нас 5 августа 2014

Счастливого полёта!

В.Орлов. Альтист Данилов

0

3

Архив Ма:

Мой комм. как редактора: БЫК читай также КОРОВА.

БЫК - ВОЛ - ВААЛ - ВЕЛЕС - ВОЛАНД - ВИЛА, ВИЛь-ВИЙ сюда же. ВААЛ он же БААЛ - стало быть, БОЛЬШОЙ и БЕЛЫЙ.

В.Орлов. Альтист Данилов

P.S. Это ж сколько ТЕРПЕНИЯ у БОЛЬШОЙ СИНЕЙ КОРОВЫ-ВИЛЫ-ВИЛИСЫ! Самое интересное, что СИНЯЯ КОРОВА она же БЕЛАЯ КОРОВА. Приблизительно как БЕЛО-ПЕННАЯ СИНЯЯ ВОЛНА в МОРе. С ИЛом малёхо, который, знамо, со ДНА, бавает, подымается - во время шторма. ДЕВ-ЯТый ВАЛ опять же.

СиВИЛины книги хранятся в Ватикане? Или в каком другом месте, кто знает? Говорят, у Ивана Грозного бУла хорошая библиотека...

________________________________________________

МУРаВЛёвы одного корня с МУР-МоЛКА

Шапка-Мурмолка - принадлежность высших сословий, БОЯР. Борейская шапка-то... Слово "мурмолка" (вариант: мурмонка) вышло из употр. аж в 18 веке!
http://narjad.narod.ru/books/Korotkova_istoria_kostuma/3.htm

В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

Боярское сословие истреблялось вместе с шапками, кое-кто был в этом сильно заинтересован.

Но остались муж-жена Муравлёвы, к которым вхож АЛьтист ДАНилов. И это радует!

________________________________________________

- Ну как у вас в Москве? - спросил Уграэль.
     - Что вас интересует?
     - Меня многое интересует, - сказал Уграэль. - Климат,  условия  быта,
напитки, курево...
     Тут он осекся, словно испугался, словно сообразил, что  проговорился,
что своими вопросами он выдает нечто  такое,  о  чем  следует  промолчать.
Данилов с интересом поглядел на Уграэля. Что далась ему Москва?
     - По сравнению с аравийскими пустынями в Москве прохладно,  -  сказал
Данилов, - рядом Ледовитый океан.
     - Да, да, я знаю, - быстро сказал Уграэль.
     -  А  насчет  курева...  Вас  что  интересует?  Сигареты,   папиросы,
трубочные табаки? Или анаша?
     - Нет, я это так, к слову... -  смутился  Уграэль.  -  Я  не  курю...
Извините, я спешу по делу...
(В.Орлов. Альтист Данилов)

0

4

Архив Ма:

В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

Большой барельеф из Геддернгейма, Австрия. Ок. 200 г. Висбаден, Городской музей.

Здесь также представлены все знаки зодиака.

0

5

Архив Ма:

"Синий бык - древний дух земли и гор, один из титанов. Крий/Криос вышедший из моря, ныне сброшенный в тартар. Не будите спящего синего быка."

В.Орлов. Альтист Данилов

Н.К. Рерих "Лао-Цзы"

Прожив, по легенде, чуть ли не 200 лет, Лао не умер, а отправился верхом на быке на Запад, в долину Бессмертия.

_________________________________________________

КОРОВА связана с КАРМА, у ма есть весомые доказательства лингвистического порядка на этот счёт. Чуть попозже покажу.

А сейчас надо кропать статью о Владимире Орлове и его Альтисте. Как бы поминальную. Заказали в одном журнале до 1-го числа. Всё медлю, может, и не смогу написать. Воспоминания всегда трудно даются.

Однажды мне привиделась эта ОСЬ тут, на полотне Рембрандта, благодаря подсказке одной замечательной Женщины:

В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

_________________________________________________

Не просто же так в правом нижнем углу картины ЖЕРТВЕННИК (навроде чаши, покрытой алым шёлком (бархатом), из подобных чаш причащаются христиане).

Данте в алых одеждах и тут нам поможет, ибо его "Божественная комедия" это полная развёрнутая карта Звёздного неба:
В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

Жертвенник – это маленькое созвездие в Южном полушарии. Название происходит от латинского слова «altar» (алтарь, жертвенник). Жертвенник граничит с созвездиями Северная Корона, Скорпион, Наугольник, Южный Треугольник, Павлин и Телескоп.
В греческой мифологии Жертвенник обычно отождествляют с алтарем, на котором боги присягали в верности Зевсу, перед тем, как пойти на сражение с Титанами.
В южном полушарии можно отыскать созвездие Волка на северном берегу Млечного Пути, к югу от Весов. Лат. Lupus, сокр. лат. Lup.
Волк, как полагали греки, попал на небо благодаря тому что был убит Центавром и принесён в жертву богам на Жертвеннике, находящимся рядом. Кроме того, считали что это может быть царь Аркадии Ликаон, превращенный в зверя. По преданию, он призвал Зевса на пир и угостил его блюдом, которое приготовил из собственных детей. Зевс проклял царя и сотворил первого, возможно, оборотня в истории.

Ма уже упоминала (не единожды), что "вначале созвездие ВЕСЫ представляло АЛТАРЬ; затем его изображали как алтарь или лампу, зажатую в гигантских клешнях Скорпиона".

Всё так, и поэтому у Данте ВОЛК женского рода: а именно ВОЛЧИЦА.

АЛ-ТАР можно читать и как АЛЫЙ ТУР (ТАВРос, т.е. бык)

В.Орлов. Альтист Данилов

0

6

Архив Ма:

В.Орлов. Альтист Данилов

Когда-то, уж давно, в дни первого прозренья,
Я в мире различал предметы и явленья,

И сам я был предмет... Но вот прошли года,
И их различие исчезло навсегда.

Мой ум во всех вещах заметил измененье,
И даже камень стал в глазах моих — явленье.

Наука для меня приподняла покров,
Она ввела меня в бесчисленность веков,

И вот, я стал теперь вне времени и места,
Как странник на земле, не знающий присеста.

Когда иду один по Городу порой,
Мне грезится не то, что есть передо мной.

Сливаются в уме века и поколенья,
И здания кругом мне кажутся — явленья.

Я вижу над собой обычный свод небес,
Но тут, где я иду, растет дремучий лес,

Таинственно шумят вокруг меня деревья,
И кое-где видны звериные ложенья.

Вдоль улицы бежит стремительно олень,
Сквозь здания медведь проходит словно тень,

Его тяжелый путь я вкось пересекаю
И вижу за окном давнишних галок стаю.

Я вижу, как дома сменяли прежний лес...
А вот, в моих глазах, и город весь исчез,

Взамен его лежат забытые руины,
И путник в них идет в грядущие годины.

Он, как и я, пришел, мечтая, в тусклый день.
И видит здесь меня, идущего как тень...

(Из «Звездных песен».)

0

7

Архив Ма:

В.Орлов. Альтист Данилов

Хорошая иллюстрация для наших с тобой изследований касаемо БЫЧЬЕЙ судьбы. Существует аналогичная картинка: созвездие Ориона-Быкоборца (по-еврейски АРИАН — арианин), где слева - Близнецы со стрелой метеоритов-геминид, и за ними клешни Рака.

Вот ещё картинка, одна из самых любимых мною на тему Митры с Быком, из книги весьма уважаемого Морозова Николая Александровича:
В.Орлов. Альтист Данилов

Барельеф, найденный в подземном гроте Капитолия в Риме, называемый и барельефом виллы Боргезе (Montfancon: «Antiquites éxpliqués»,. I, pl. CCXVII. 1) Он показывает, что митраизм и арианство — одно и то же. Митроносец (Mithras) приносит в жертву всесожжения созвездие Тельца. Вверху мчатся в колесницах Луна, перед которой вестник несет опущенный факел ночи, и Солнце, предшествуемое вестником с приподнятым факелом дня. Перед приносимым в жертву Тельцом стоят с факелами вечерняя и утренняя заря. Кровь Тельца лижет Пес-Сириус, внизу созвездие Гидры, из-за которой выглядывает Рак. Далее — созвездие Ворона. Сам Митроносец представляет Ориона (по-библейски АРИАН, т. е. Арианин). Это типический вид неба тотчас после заката Солнца в летнее солнцестояние. Деревья вверху представляют Млечный путь.

и ещё
В.Орлов. Альтист Данилов

Вот при входе в пещеру, изображающую вселенную, какой она представлялась по Библии, начерчен Митра с развевающимся плащем на плечах и во «фригийском» колпачке, нападающий на Тельца. Левой рукой он схватил его за морду, а правой вонзает в него нож. Большой пес нападает или на него, или на Тельца. Гидра-змея наблюдает за борьбой, Скорпион схватил Тельца за яичники, в знак того, что, когда Солнце переходит в это созвездие, теряется оплодотворяющая сила его и вянет с наступлением зимы земная растительность. На верху картины обычны символические изображения Солнца и Луны, а по обеим сторонам: вестник с опущенным факелом — символ вечерней зари и вестник с приподнятым факелом — символ зари утренней. А один барельеф более роскошный, чем другие, показывает тут, кроме Солнца И Луны, также и планеты. На некоторую связь этого бога с вулканическими явлениями Италии указывает то, что он считался сыном Святой горы и символизировался струей огня, вырвавшейся из утеса и охватившей грудь земли. (тут к месту будет вспомнить Роковую гору и Фродо-Сэма - М.)

Считая, что Митра не Орион-Быкоборец, а Солнце, проходящее в равноденствие через созвездие Тельца, Дюпюи пришел к выводу, что возникновение этого культа должно быть за 4000 лет до начала нашей эры, а с нашей точки зрения, после вывода, что весеннее равноденствие определялось в древности не невидимым никому прохождением Тельца мимо Солнца, а его гелиатическим закатом, т. е. видимым всеми погружением его в огонь вечерней зари, время возникновения митраизма приходится отнести уже к первым векам христианской эры или даже к началу средних веков, так как зад Тельца под Овном доходит до созвездия Рыб.

За это же говорит и существование вплоть до последнего времени боя быков в Испании, где тореадор в средние века несомненно изображал Митру, и вся процедура имела мистический религиозный смысл.

Интересно, что и Митра на некоторых барельефах убивает тельца дубиной вместо меча, как на астрономических картах Дюрера. Примером может служить барельеф, найденный около Зальцбурга.

(А ещё у Митры имеется лук, прям как у Артемиды - М.)

В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов
- пожалуй, наиболее информативная картинка, проливающая свет на Митраистские мистерии
Барельеф из Музея земли Баден-Вюртемберг (Карлсруэ), найден на территории Юго-Западной Германии и датируется II веком.

________________________________________________________

У ма есть кой-какие дополнения к сказанному. Во-первых, все т.н. "жертвы всесожжения", насаждаемые змееголовыми, сильно подпортили авторитет Митры в глазах его поклонников. Уверена, что изначально КОРОВ в жертву не приносили, не было у НАШИХ этой моды на бычью или коровью кровь.

Почему такой странный раздвоенный (двух-птичье-головый) кинжал, а? Почему у Феба (Аполлона) ЧЕТЫРЕ коня в колеснице, а у его единоутробной сестры Дианы (Артемиды) только два? И много ещё разных вопросов возникает при внимательном изучении картинок.

Вечерняя и утренняя ЗОРИ прозывались КА(у)ТО и КА(у)ТОПАТ, а подземные гроты - КАТАКОМБЫ. Вот и ответы на многие вопросы для того, кто умеет правильно ставить вопрос  8-)

Попробуем с помощью макрокосма настроиться на микрокосм. Моё видение фрагментов барельефа из Баден-Вюртемберг (Германия), начиная сверху:

Митра с Солнцем на колеснице.
Митра пашет.
Митра пускает стрелу в скалу (тем самым добывает воду).

Слева:
Митру обычно изображают с заступом в правой руке и огнем в левой. По легенде, он рожден скалой (на рельефе он выходит из камня).
Митра и Солнце с жезлом власти Ахурамазды. Митра тут служит персонификацией абстрактного понятия "договор".
Митра возлежит на ложе (клине) как этруск или римлянин.
"Борьба" Митры с Солнцем.

Справа:       
Охота и поимка Митрой Быка, включая укрощение (в общем, СТРАСТИ с ТЕЛ(ЬЦ)ОМ, который очень похож на свинью (вепря).

В центре:
"Солнце" волчьего вида (слева) и "Луна" (справа).
У хвоста быка Каутопата (патос по греч. "страсть"), у головы - Кауто.

Мужские головы по углам (вверху) - это ВЕТРЫ. Такие же головы обычно располагались и внизу барельефа, симв. стороны света (?), но на данном памятнике они отсутствуют. Митра у кипариса и на кипарисе, что означает триумф (слева и справа). Вечнозеленый кипарис, как и пальма, символ безсмертия.

0

8

Архив Hermes:

Троянский прорицатель Лаокоон убеждал сограждан, что это провокация и настаивал на уничтожении коня. "Я боюсь данайцев и дары приносящих", - если верить Вергилию, сказал он. Но разум троянцев был смущен богами, и они продолжали колебаться . Лаокоон с сыновьями решил принести жертву Посейдону, покровительствовавшему городу, и во время жертвоприношения из моря выползли две огромные змеи, посланные Афиной . Они обвились вокруг прорицателя и его сыновей и задушили их на глазах потрясенных троянцев. Естественно, те поняли это так, что боги разгневались на Лаокоона за его непочтение, и немедленно решили ввезти коня в город.

______________________________________________________

Архив Ма:

Лаокоон - Змееносец ?
В.Орлов. Альтист Данилов

Лао - Кон , один прорицатель Лао нам известен еще , Цзы который .

8-)  :idea:  8-)

О, Лао...

Лао Коон - тот еще конь. Помнится, сочинила каламбур: "Троя пала по той причине, что дареному коню зубы не смотрят"  :mybb:

Ты не поверишь, но Троянский конь выглядел так, Дед-Ал, или дид Ладо (в смысле Лао) всё мастерил по одному лекалу, из дерева:
В.Орлов. Альтист Данилов

______________________________________________________

Высший Пилотаж
В.Орлов. Альтист Данилов В.Орлов. Альтист Данилов

0

9

«Сет, убийца Озириса и злонравный противник Гора, был одним из древнейших божеств Египта, относящихся к периоду около 3500 до н. э., и в то время он считался богом ветров. В «Текстах пирамид» Древнего Царства (2350–2200 до н. э.) Сет упоминается как злой бог, похитивший око Озириса, и с тех пор именовавшийся просто «он», иначе говоря «безымянный», а это считалось оскорбительным в древние времена (как и в нынешние). После своего изгнания Сет стал божеством всех враждебных стихийных сил — землетрясений, бурь, гроз. Сет также ассоциировался с Большой Медведицей: считалось, что он навеки заточен в этом северном созвездии, и с тех пор его именовали «владыкой северного неба». В позднейшие времена Сет также ассоциировался с Меркурием». (Алан Элфорд. ПУТЬ ФЕНИКСА. ТАЙНЫ ЗАБЫТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ)
________________________________

«Прежде Данилов любил слушать музыку планет Солнечной системы. Он хорошо знал мелодию каждой из них, знал их голоса, в особенности его волновал голос Марса. В нем не было рева воинственных труб, напротив, тот голос был нежно-голубой. Теперь Данилову попадались небесные тела, ему дотоле неизвестные, карты же звездного неба при нем не было. Не все мелодии ему нравились; правда, стараясь быть объективным, он говорил себе, что сразу и на лету он может что-то и не понять и надо эти мелодии послушать еще раз. Возможно, тогда он их примет и полюбит. Однако, вспомнил он, парение его во вселенной вряд ли могло повториться. Тут же мелодии планет и светил стали казаться Данилову печальными, а то и трагическими. Вселенная словно бы прощалась с ним. «Нет, глупость! — строго сказал себе Данилов. — Мелодии они меняют редко, только при катаклизмах. Не станут же они звучать иначе из-за какого-то пролетающего мимо них альтиста. Надо слушать их музыку такой, какая она есть, коли дарована возможность, а не придумывать ее!»
Ликующе проревела расплавленным голосом молодая звезда, унеслась куда-то. Точно ксилофонами прозвенела стая метеоритов, и ее утянуло. Многое слышал Данилов. Словно якорная цепь скрипела, сострадая самой себе, оранжевая планета. Напомнив Данилову ритм тарантеллы, вращалась планета поменьше. Были и земные звуки. Были и звуки, какие Данилов слышал впервые. В иных мелодиях или в простых музыкальных темах угадывались Даниловым бури, предчувствия катастроф и взрывов, тоска не осознающей себя материи. В иных была радость. Была любовь. Был разум. «Какие голоса! — думал Данилов. — Какие звуки!»
Он залетел в небольшой мир со звездой, похожей на Солнце, и с пятью живыми планетами. Решил: «А не остановиться ли здесь?» И остановился. Выбрал в вакууме место, показавшееся ему выгодным в акустическом отношении, тут и улегся. Позу принял приятную, даже беззаботную, руки положил под голову, закрыл глаза, слушал. Для него будто бы играл секстет. Естественно, не тот, в каком Данилов привык выступать в концертах. Земного в секстете не было. Однако что-то и было… Голос светила звучал ярче и сильнее других голосов, с чувством превосходства и даже власти над ними и все же не отделял себя от них. Все планеты вели свои мелодии, но в каждой из них звучали (по-особенному) темы звезды, как бы рассыпанные или раздаренные ею, и передавали они (так показалось Данилову) отчасти даже гордое умонастроение шести небесных тел: «Мы одно! Мы одно во вселенной!» Данилов привыкал к здешней музыке и способам ее выражения, она все больше и больше нравилась ему. «Что это?» — удивился Данилов. Голос третьей от светила планеты («пульт номер четыре»), поначалу ничем не напоминавший земных звуков, вдруг изменился, и в нем, внутри него, как одно из составляющих, возникло звучание альта. Да, альта! Данилов ошибиться не мог. Теперь музыка еще сильнее трогала его… О, если б навеки так было…
Данилов как бы и очнулся. «Да, что это я тут разлегся! Они же меня сейчас хватятся!» Но что было пугаться! Ведь он именно и желал, чтобы его хватились. Мог бы здесь, слушая музыку, и ожидать, когда его хватятся и призовут. Однако нетерпение погнало его. «Туда, в созвездие Тельца», — приказал себе Данилов.
Теперь он не полетел, а перенесся. С таким усердием, что чуть было не врезался в планету, где, по сведениям Данилова, обитал его отец. Данилов уже вывел себя из Кеплерова варианта мира и мелодию планеты не услышал. На первый взгляд она была не только беззвучная, но и безжизненная. Вся — в желтой пыли. И небо над Даниловым висело желтое, а местами — коричневое. Оглядевшись, а потом и поплутав по планете, Данилов обнаружил цепи невысоких гор, к сожалению, желто-коричневых. Ни кустика, ни лужицы не попалось на глаза Данилову. «Однако…» — покачал он головой. Не увидел он и ни единой хижины, ни единого шалаша.
Сведения об отце могли быть и ложными. Но если и не ложными? Как его искать? Где? И зачем? Зачем он бросился сюда сгоряча? Одно дело возмутить исследователей и вызвать скандал. Но тут-то что делать? Зачем он отцу? Зачем ему отец? Да и отец ли? Он его никогда не видел и не знает, никогда не ощущал его отцом, хотя потребность в нем в годы детства, конечно, имел. Что скажет он ему теперь? «Здравствуй, старик, я твой ребенок», так, что ли? «Фу-ты, глупость какая! — ругал себя Данилов. — Зачем я здесь!..» И все же он понимал, что сразу отсюда не исчезнет, а попытается увидать отца, хотя бы издали. Сначала это желание он объяснил себе простым любопытством. Потом посчитал, что нет, не простое любопытство, а нечто большее… Но что — большее, он и сам не знал.
«Как он живет в этой пыли и где? Как я найду его? Покричу: „Ау!“ Смешно. И еще: если у меня есть потребность, пусть и смутная, увидеться с ним, то это вовсе не значит, что у него есть потребность в общении со мной. Что же я буду навязывать ему себя?»
Потом он подумал: а вдруг его отец долгие годы желал увидеть сына, но не имел возможности, так что же теперь лишать его этой возможности? Впрочем, поймет ли он, что перед ним его сын? Данилов летал над планетой, прикладывал к глазу подзорные трубы, включал устройства познания, какими был снабжен, но признаков жизни не обнаружил. «Да и нет здесь никого», — решил Данилов. Он устал. Присел на одну из скал, на камни.
И тут внизу, в предгорной равнине, возникло движение.
Будто вскипело нечто желтое (пыль? жидкость? месиво?), поднялось вверх столбом, буйное, свирепое, и полетело. И повсюду родились желтые завихрения, гор задрожали, будто бы вся планета должна была вот-вот стать пыльной бурей и унестись неизвестно куда. Но горы не раскрошились, планета не изменила направление полета. Лишь бешеные, плотные пылевые облака носились возле скал, на которые взобрался Данилов. «В здешней атмосфере какие могут быть ветры? — думал Данилов. — Стало быть, он. И видит во мне врага. Или ничтожного и случайного нарушителя его спокойствия… Или он сам существует лишь в виде пылевых облаков и ни в каком ином виде не может показаться мне?» Нет, это предположение Данилова оказалось ошибочным, очень скоро в одном из облаков проявилась фигура летящего старца, он был в белом свободном хитоне, яростно дул, вытянув губы, словно желая смести все, что было на его пути, его седые, прямые волосы неслись красиво и мощно, будто их и впрямь направляли воздушные струи.
Данилов встал. Он был взволнован. Он хотел что-то выкрикнуть старцу, но ни слова не смог прошептать. Старец заметил его, то есть он, наверное, и прежде видел Данилова, но теперь он повернул в его сторону. Подлетел к Данилову, резко застыл совсем рядом, Данилов готов был сейчас простонать: «Отец!» — и броситься к старцу, но тот, вцепившись в него взглядом, как бы не разрешал ему сделать ни движения, потом нервно вскинул руки, отшатываясь от Данилова или отгоняя его от себя, и взмыл вверх. Данилов чуть было не полетел за ним, но старик ничем не показал ему, что желает этого, и Данилов удержался на скале. А старик уже унесся вдаль и стал песчинкой.
«Как он красив, — думал Данилов, — и как ужасен. Он нисколько не похож на меня… Он — из трагедии… А я откуда?.. Но глаза, какие глаза… Он понял, кто перед ним, я чувствую это, и он вобрал меня в себя… В одно мгновение… Однако потом он так странно смотрел…» Старик смотрел не то чтобы странно. Данилову его взгляд показался взглядом безумца.
Данилову не раз намекали, что его отец, кажется, сошел с ума, и ему именно поэтому облегчили участь и разрешили отправиться на пустынную планету вольным поселенцем. Были и иные мнения. Данилов верил им. Но теперь глаза старика его ужаснули.
«Я здесь лишний, — думал Данилов. — Он видел меня, я — его, и достаточно. Он мне чужой, и я чужой ему. Он здесь хозяин, но он даже не посчитал нужным ни указать мне на что-либо, ни сказать хоть о чем-то… Просто исчез, истаял… Да и может ли он о чем-то сказать?» Именно после этих соображений Данилова старик появился снова. Он пронесся мимо скалы и, обернувшись, сделал властное движение рукой (или крылом?), какое Данилов понял: «Следуй за мной!» Данилов полетел. Больше старик не оборачивался, полагая, что и одного жеста для посетителя хватит. Он был хорош и величествен в своем протяженном льющемся хитоне. Данилов же считал собственный костюм (куртка из свиной кожи и техасские штаны) сейчас неуместным, легкомысленным, стыдился его. Летели они долго, но словно бы на одном месте, все та же тоскливая желтая равнина была под ними. Наконец побежали печальные холмы. Старик приостановил полет, поднес руку к глазам, поглядел вдаль, видимо высматривая, все ли вокруг хорошо, не горит ли степь, нашу девушку не волк ли заел, и можно ли следовать дальше. Но дальше он не последовал, а кругами, кругами, как тяжелая птица, стал спускаться к холмам. Данилов увидел черную щель… Пещера… Стало быть, вот он, приют вольного поселенца… Влетели в пещеру. И при этом старик не обернулся.
К темноте Данилов привык сразу. Было в пещере два камня. Один побольше, плоский сверху, вроде стола, другой — поменьше, как бы табурет.
Щемящее и тонкое возникло в нем чувство сыновней вины. Будто он, богатый, юный и здоровый, посещал старика в сиротском доме. Захотелось сейчас же что-либо сделать для него. Но что? И как? «Бедный старик, — повторял про себя Данилов. — Бедный одинокий старик!»
Старик взмахнул руками-крыльями, белые жесткие кусты его бровей сошлись в напряжении, и Данилов тут же вместе с хозяином оказался в мраморном дворцовом зале, где хоть сотню гладиаторов своди в бою. Зал был с верхним светом, жаркое полуденное солнце било в широкие проемы, не знавшие стекол, взблескивала вода в мраморном бассейне, сверкала бронза и слоновая кость. Старец сидел в кресле с высокой спинкой и подлокотниками, как на троне, могучий, царственный. А кем Данилов стоял при нем? Слугой? Учеником? Наследником? Помещение было явно римским, времен побед и громкой славы, времен империи, публика собралась тут важная — все были в тогах, а кто и в панцирях. Ждали кого-то, верно императора. Явился и император. В лицо его Данилов не узнал (Цезарь? Август? и как мог бы узнать?), но посчитал, что, наверное, Цезарь. Да и хотелось Данилову, чтобы это был Цезарь. Началась подходящая к случаю церемония. Данилов желал разглядеть среди усевшихся на курульных креслах и в особенности на почетных бицеллиумах (сиденья — из кожи, а на них — подушки) Брута, но не угадал его. Все шло чинно, но при этом Данилов понимал, что главный здесь не Цезарь, хотя его и поздравляли с победой, а старец в белом хитоне. Старец взмахнул рукой, и римляне исчезли. («А Цицерон-то был среди них?» — спохватился Данилов.) Но уже был воздвигнут Версальский дворец, хорошо известный Данилову, и в чудной Зеркальной галерее Ардуэн-Мансара (направо, в окнах — главная аллея, бассейны с золотыми китайскими рыбками, водный партер, налево, в зеркалах, — гости и деревья парка, а наверху — красное, зеленое и голубое небо живописца Лебрена) на наборном паркете дамы с невиданными прическами и кавалеры в перьях — куклы Ватто — при свечах (их тысячи в серебряных люстрах) и при тихих звуках галантного оркестра танцевали, радуя Данилова и движениями, и костюмами, и запахами. Среди танцоров был и Король Солнце. («Хороши у него манжеты!» — отметил Данилов.) Старец поманил Людовика сухим пальцем, тот извинился перед дамой и быстро, но и не забывая о том, что он король, подошел к старцу. Старик что-то шепнул ему, Людовик несколько удивился, однако поблагодарил старца и низко поклонился ему. Сразу же к Людовику подозвали молоденькую даму, Людовик завел с ней светский разговор, и по игре его глаз Данилов понял, что он чрезвычайно доволен подсказкой. (А от Зеркальной галереи до спальни Короля Солнце — два шага, Ардуэн-Мансар все должен был предусмотреть.) «Кем же она станет? — заинтересовался Данилов. — То есть кем же она была? Неужели это мадемуазель да Лавальер?.. А ведь и вправду хорошенькая… Как я ее сразу не заметил…» И Данилов потянулся к девушке.
Но Зеркальная галерея исчезла, и Данилов ощутил себя вблизи бельгийской деревушки Ватерлоо. Было зябко, и техасские штаны не грели. Лишь к середине сражения, когда дела Веллингтона были уже худы, Данилов перестал мерзнуть. А вскоре он промок в водах при Трафальгаре. Нельсон много кричал и не вызвал симпатий Данилова. Потом Данилов побывал во многих примечательных срезах земной истории, видел немало занятных личностей. С некоторыми даже знакомился и беседовал. Об иных из них память на Земле была свежая. Дворцы, гробницы, египетские, индейские, куда Данилов попадал, подчиняясь воле и знаниям старца, поля сражений, лужайки любви были ему интересны. Личности же часто встречались довольно мерзкие, иным Данилов плюнул бы в лицо, коли не был бы гостем на желтой планете. Но не он выбирал знакомцев…
Показывал ли старец ему, Данилову, некое зрелище или самому старику были сейчас интересны эти переходы из эпохи в эпоху, все эти повторения былых сражений, балов, интриг, свидетельства поисков человеческого духа, Данилов с определенностью сказать не мог. Похоже, дело было тут не только в нем, Данилове. Возможно, что старик со своим своеобразным (назовем так) умом и забывал о госте. Порой он так увлекался, что вмешивался в те или иные события, преобразовывался, переодевался, бросался в толпу, ничем не объявляя себя, и многие события принимали вовсе не тот ход, какой был отражен в документах и учебниках. За час до сражения под Ватерлоо старец излечил Бонапарта от насморка, и Веллингтону пришлось бежать в сторону Гента, бросив разбитые полки и натянув грубую юбку шотландского волынщика. Бледные, неприкрытые ноги герцога Данилова разжалобили. Старцу, видимо, нравилось перемешивать эпохи и их возможности и добиваться при этом неожиданных для самого себя результатов. Ганнибала он посадил в танк Гудериана, и тот чуть было не отморозил уши. Вылеченного Бонапарта, прямо из Дрездена, где император возле дворцовых ворот смотрел на движение своих солдат (за спиной его, отметил Данилов, Хофкирхе, там Бах играл на органе Зильбермана), старец двинул в тренеры Елены Водорезовой по причине внезапного недомогания Станислава Жука. Гете старец сделал веймарским герцогом, а Карл Август, бросив собак и женщин, пробовал сочинить «Фауста». Ивану Грозному в Грановитой палате на западной стене, прямо поверх фресок, был показан фильм Эйзенштейна, и Иван Васильевич плакал. В садах Варанаси являлись старцу сладкие восточные женщины, ласкали его, но были среди них и особи европейские, в мини и в макси, и девушки с пляжей Калифорнии.
Данилов смотрел на видения (а может быть, и на картины реальной жизни) внимательно, порой они захватывали его, он сам будто бы жил в них. И вдруг пределы старцева мира раздвинулись, явились к нему люди в обилии, наверное, от всех поколений и народов, а он сидел на своем троне, сделавшемся гигантским. Старец раскинул руки, обнимая весь свой мир и как бы заявляя: «Вот оно — все мое!» «И если хочешь, будет — твое!» — услышал Данилов и вздрогнул. Нет, губы старца не шевелились. «Почудилось, — решил Данилов. — Да и бас должен быть у него, а прозвучал тенор…» Тут старец слетел с трона, глаза его оказались прямо против глаз Данилова, и Данилов, ошеломленный, испуганный, опять отметил, что на мгновение взгляд старца был цепкий, острый и мудрый. Но сразу же он стал безумным. Старец, как и у скалы, вскинул руки, отгоняя Данилова или отрешаясь от него, и горестно покачал головой.
Свет померк, снова Данилов стоял в пещере, она была пуста.
Данилов выбрался из пещеры. «Все? — думал он. — Он попрощался со мной?.. Но я-то с ним — нет».
Почему-то Данилов был в уверенности, что найдет старика возле скалы, где он явился ему. Нет, там старца не было. Данилов спустился в ущелье, там и увидел старика. Он лежал на камнях, лицом к небу. «Не разбился ли?» — забеспокоился Данилов. Совсем подойти к старику Данилов не решился. Тот дышал. Глаза его были закрыты. Из уголка рта текла слюна. Данилов сделал шаг к старику. Но произошло преобразование. Теперь перед Даниловым лежал смуглый обнаженный юноша. Тело его могло стать моделью для Праксителя. Юноша поднял веки. Глаза его были усталые и печальные. «Он поверженный!» — как открытие пришло к Данилову. Юноша поглядел на Данилова, и в его глазах Данилов увидел безумие. Юноша привстал, взглянул вверх, поднял руку, и небо стало лазурным. Горы ожили, зазеленели. Белые и розовые храмы возникли на них, зазвенели струи горных ручьев, существа золотого века Эллады окружили юношу. Он посмотрел на Данилова с неким вопросом, будто ожидая от него важных слов. Данилов молчал. Нимфы в медленном, темно-лиловом танце стали подходить к нему, дивная свирель Пана помогала им. Данилов молчал. Юноша задрожал и снова стал старцем. Белые и розовые храмы исчезли, пропали и нимфы, и сатиры, и звуки свирели, все вокруг было теперь в зарослях орхидей. Данилов молчал. Старец вновь подлетел к Данилову, снова посмотрел ему в глаза и снова как бы отшатнулся от него. Потом он своими безумными глазами показал куда-то в небо, ткнул в ту сторону перстом. Сгорбился и пошел прочь.
«Теперь все, — подумал Данилов. — А мы и слова друг другу не сказали… А может, и верно: истина — вне слов?»

0


Вы здесь » АлаМа » Тестовый форум » В.Орлов. Альтист Данилов