https://vawave.kroogi.com/en/content/20 … elopy.html
Ткань Пенелопы
«…Ткань начала она ткать, станок у себя поместивши, –
Тонкую, очень большую, – и нам объявила при этом:
– Вот что, мои женихи молодые, ведь умер супруг мой,
Не торопите со свадьбой меня, подождите, покамест
Савана я не сотку, – пропадет моя иначе пряжа!
…
Что ж оказалось? В течение дня она ткань свою ткала,
Ночью же, факелы возле поставив, опять распускала…»
Гомер. Одиссея.
Тарханы. Ткацкий станок в Доме ключниКа
Три года Пенелопе удавалось обманывать докучавших ей женихов и оттягивать с новым замужеством, пока Одиссей странствовал по свету в двадцатилетнем отсутствии.
Обман, конечно, обнаружился – служительница выдала тайну верной супруги, своей госпожи. Пенелопа была вынуждена закончить начатое и через год она продемострировала всем ткань, блестящую как солнце иль месяц.
С тех пор есть такое выражение «Ткань Пенелопы», говорящая об изощренной хитрости, а образ самой Пенелопы – стал образом верной жены, высшим идеалом женского благородства и преданности. Ткань, которую ткет Пенелопа – погребальный саван свекру Лаюрту – отцу Одиссея – все это очень усиливает мотив ее труда, как ритуального упорядочения темных, хтонических гибельных сил. Таким образом , распускаемая ткань не разрушение, а способность начать все с нуля. Пенелопа заклинает и усмиряет хаос.
Это абсолютно специфическая женская культурная работа, поскольку ткачество у всех народов было символом созидания порядка, культуры – в противовес хаосу, инобытию, гибели. Она ждет мужа, страстно желает его возвращения, поэтому готова зачеркнуть прошлые усилия, чтобы все начать еще и еще раз, неутомимо, не теряя веры и надежды.
Мифологическая фигура Пенелопы глубоко связана с сохранением и защитой, как прекрасный образ женщины, богини дома, хранительницы очага и всех домашних, которая ткет на большом ткацком станке не просто ковер или полотно для одежды – она ткет судьбу любимого, и в ее руках нить его жизни. Закончить полотно означает отрезать нить, перестать верить и ждать того, чей жизни узор в ее воле. О, нет! Разве так поступают с любовью, прерывают, прекращают работу за истечением срока? Только не любящая женщина, чье сердце готово искать своего суженного в любых лабиринтах времени и пространства, а руки бесконечно переплетать нити и ткать немыслимые узоры, сюжеты и линии жизни.
Имя Пенелопа, означающее «скрытая», было в действительности титулом богини Фаты (Судьбы), которая определяла предназначенное людям по спряденным ею нитям. И когда она их обрезала – человек умирал.
Так вот, пока Пенелопа распускала каждую ночь сотканное днем – нить оставалась цела, и так Одиссей избежал всех опасностей и вернулся домой.
Возможно, что подобная сила и предназначение никуда так и не делись от женщин, и мы по-прежнему можем держать в руках судьбоносные нити. И, возможно, поэтому ткачихи древнего мира были не просто мастерицами (ср. образ Василисы Премудрой в русских народных сКАЗах – М.), а почти духовными мастерами, поскольку люди того времени с большим вниманием относились к тому, чьи руки приготовили еду или соткали ковер или одежду.
В ткацких мастерских при храмах, поместьях фараонов или домах знатных вельмож, которые назывались «дома ткачих», проводились специальные богослужения, чтобы женщины, прядущие пряжу или ткущие полотно, выполняли свою работу благоговейно, исполненные особой миссией. Инки назначали так называемых «отобранных женщин», которые занимались ткачеством при и монастырях. А вот майя уже стали изготавливать ткань на продажу.
Древняя история человечества не сохранила ни подобного отношения к устройству своего быта, ни точной даты и места, где были изготовлены первые ковры и шпалеры. Но сам принцип ковроткачества был известен еще в Древнем Египте. Сохранившиеся до наших дней коптские ткани являются древнейшими из найденных шпалер. Коптские ткачихи развили такое мастерство качества, что подобными приемами пользуются и сегодня.
Шпалера имеет несколько видов техник изготовления, созданных переплетением нитей основы и разноцветных нитей рисунка, полностью скрывающих нити основы.
Два типа станка, высокий и низкий, обозначили различия в двух основных техниках ткачества. На низком станке нити основы расположены горизонтально, на высоком – вертикально, что требовало характерных движений при работе. Станки представляли собой раму и в отличие от современных не имели гвоздей для закрепления нитей основы. Вертикальные станки назывались готлис, на них ткали начинающие мастера или ученики. Горизонтальные станки – баслис, требовали уже достаточно хороших навыков плетения и хорошего глазомера, так как рисунок выполняется по горизонтали.
Чередование нитей разных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности, сопоставление, как в мозаике, когда ткачиха пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань – это целое священнодейство, ритуал, когда руки мастера задействованы в сакральном танце украшательства не просто быта – сотворения мира, полного рождения и смерти, сцен охоты и пиршеств, поклонения и молитв, цветения райских кущ и садов, где обитали боги, богини, волшебные животные и сказочные существа. При этом все это чудодействие – огромный и тяжелый труд.
Индейцы как и египтяне начинали с простных тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений как саржевое и перевивочное. И на этих полотнах расцветали сложные геометрические узоры, раскрашенные потом вручную естественными природными красителями.
Отправной точкой для изготовления ковра или шпалеры является картон или «большой шаблон» («grand patron») – по средневековой терминологии это модель шпалеры в натуральную величину.
Вообще, сам термин «шпалера», для определения гладкого безворсового сюжетного ковра дошел до нас со времен, когда это слово в переводе с итальянского обозначало решетку для живых цветов, ползучих или вьющихся растений – spalliera.
В садово-парковом искусстве шпалерами называют ряды подстриженных кустарников и деревьев, высаженных вдоль прямой линии. Видимо, мастерицы-ткачихи увидели схожесть своего ткацкого станка с решеткой, обвитой цветами.
Сейчас специалистами принят термин «таписерия», обозначающий современное произведение авторского ручного ткачества, в которых использован опыт шпалерного ремесла, различные виды переплетений, современные материалы и технологии.
Слово таписерия происходит от греческого «тапис» – ковер, скатерть, покрывало.
Термин же «гобелен» возник во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гоббелен. Продукция мануфактуры стала быстро весьма популярна, и в некоторых странах гобеленом стали называть все, что выполнено в этой технике.
При этом все же правильнее, по мнению специалистов и профессионалов, гобеленом называть лишь произведения мануфактуры Гобелен. Все же прочие старинные ковры – шпалерами.
На рубеже 2500 г до Рождества Христова в Америке на территории Перу обнаружены великолепные образцы художественного ткачества. Эти древние перуанские ткани оказались более высокого профессионального качества, чем старинные европейские ткани. Так же очень интересно, что художники Перу того времени выражали свое мироощущение в стилизованных и абстрактных рисунках, причем абстракция развита очень сильно и экспрессивно. И совсем особенна колористика перуанских тканей – яркий индиго, оттенки красного и желтого цветов.
По ткацким станкам, найденным археологами в Китае, по их различным конструкциям, а также по останкам шелковичных коконов и шелковых тканей, можно с уверенностью сказать, что шелководство, прядение и ткачество выявились здесь еще 5-6 тысяч лет назад. А прядильщицы шелка обнаружили, что кожа на руках от работы с нитями стала потрясающе нежной и гладкой.
И все же, расцвет шпалерного ткачкества приходится на конец XIV-XVI веков. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.
Этот вид искусства стал носить не только эстетический, но и утилитарный характер. Монастыри и дома богатых горожан все больше украшали именно шпалеры, и все меньше шкуры животных. Сотканные из шерсти ковры и гобелены прекрасно защищали стены от охлаждения, а еще служили ширмами, таким образом прочно укоренившись в северных странах.
Тканый ковер был похож на настенные фрески. Цвета использовали традиционные для средневекового искусства – синий, красный, зеленый. Часто мастера вплетали в сюжет различные надписи, отрывки молитв – это одна из особенностей немецких сюжетных ковров. Традиционно было принято украшать ковры библейскими историями и мотивами, а так же древними легендами и мифами.
А когда с XVI века шпалерное ткачество становится важной отраслью художественного ремесла Европы, и начинают создаваться мануфактуры в разных странах, то для создания картонов привлекаются великие живописцы того времени, которые разрабатывают сюжеты и эскизы в натуральную величину ковра.
Серия картонов для шпалер Сикстинской капеллы 1513-1516 гг выполнены Рафаэлем Санти по библейским сюжетам из книги «Деяние Апостолов» Нового Завета. 10 шпалер должны были украсить нижнюю часть стен капеллы по указу самого Папы Римского Льва X. Шпалеры изготовлялись на брюссельской мануфактуре у одного из самых видных ткачей – Питера ван Асльста, при участии известного нидерландского живописца Бернара ван Орлея. И благодаря фантазии Рафаэля у шпалер появляются тканые бордюры с декоративными мотивами-гротесками. Оригиналы до сих пор хранятся в Ватиканской Пинакотеке. Эта серия имела огромные успех и неоднократно повторялась.
Например, в 1630 году английский король Карл I приобрел 7 картонов, которые были использованы для создания новой серии гобеленов на английской мануфактуре Мортлейк, где ткачами были и фламандские мастера. «Жертвоприношение в Листре», «Исцеление храмого», «Ослепление Елимы», «Призвание Апостолов», «Проповедь Павла в Афинах», «Смерть Анании» и «Чудесный улов» с 1865 года находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Все это вывело шпалеры на новый уровень, когда они рассматриваются и оцениваются как художественные произведения.
Когда ведущим городом ковроткачества становится Париж, а затем Турин, шпалеры меняют свое название на мильфлеры (с французского «Тысяча цветов»). Все сюжеты мильфлера располагаются на цветочном фоне зеленого, синего, иногда красного цветов с россыпью ягод и букетов.
В технологии ткачества французские мастера достигли лучших результатов – рисунок ковра поражает проработанностью деталей: фигуры людей, животных, даже бутоны цветов, ягоды и мимика лица. Да и сами цветовые нюансы стали намного богаче в сравнении с немецкими шпалерами.
Особенно поражает своей деталировкой фон мильфлера. Это великолепный кружевной ажур, заслуживающий отдельное от сюжета внимание, но не только не отвлекающий от основной сцены, но и прекрасно ее дополняющий и подчеркивающий.
Иносказательный смысл сюжетов произведений искусства готического периода приобретает большую популярность и в украшении мильфлера. Одним из таких ярких примеров является серия из 6 больших шпалер «Дама с единорогом» 1484-1500 гг. Это шедевр поздней интернациональной готики, чудо искусства, гордость парижского музея Клюни. Здесь на всех 6 коврах варьируется одна композиция, хотя каждый представляет отдельную сцену. Их объединяют персонажи: Дама – главное действующее лицо, служанка, лев, единорог и маленькие животные.
Вот, что говорит герой Р.М. Рильке из его романа «Записки Мальте Лауридса Бригге»: «Здесь 6 ковров, прийди, и мы медленно пройдем мимо них. Но сперва отступи, погляди на все сразу. Какой в них покой, да? Они разнообразятся мало. Всюду этот овальный лазоревый остров, парящий на приглушенном багреце, поросшем цветами, населенном маленькими занятыми собой зверями. Только там, на последнем ковре, остров приподнялся чуть-чуть, будто сделался легче. И всюду она – женщина в разных одеждах, но та же…»
«Вкус», «Слух», «Зрение», «Обоняние», «Осязание» и «По моему единственному желанию», самый последний, где дама перебирает драгоценности в сундучке, который держит перед ней служанка. Вокруг лев, единорог, собачка и обезьянка. Жест дамы трактовали как выбор, но нет. Здесь отказ! Отказ от драгоценностей – и вместе с девизом, написанном на шатре, он дает ключ к пониманию всей серии, раскрывает ее связь с античным изречением «Liberum arbitrium» - «Свобода воли». Оно подразумевает дарование, способность выбора истинного пути, свободного от господства страстей.
А единорог, символ луны, сказочное существо, олицетворяющее чистоту и целомудрие. Лев – солнечный символ, воплощение прочности и силы. И вот эти два «геральдических зверя» вместе – они символизируют верность, постоянство и прочность супружеского союза. Существует предположение, что ковры были заказаны в качестве свадебного подарка Клоду Ле Висту.
И так, через столько столетий мы снова встречаем нашу Пенелопу. Пусть сейчас она только невеста, юная и непорочная… Сквозь коридоры истории мы возвращаемся к верности и надежде, которые заранее, как обет, даются Девой своему суженному. И ей хранить то полотно, ту ткань, чью нить - оборвать нельзя. Нить, которая протянута любимому как огонек, сквозь тьму времен.
Вот так нам суждено плести Пенелопину пряжу – судьбу свою и своего любимого, передавая это искусство в руки других мастериц, которые следуя примеру, передадут, расскажут эту историю в древнейшем ремесле, переплетая нити и слова.
О да, колдунья, ведьма, спутница, богиня – ткачиха полотна, держащая в руке узор всей жизни, ткань самой Вселенной и, одновременно, - она сам образ, таящий сокровенное начало. Начало нового ковра.
(Нет лучшей иллюстрации для статьи, процитированной выше, а Виктору Васнецову нужно посвящать отдельную тему, живопись его ВЕЛИ-КАя!)
изНАНКА ковра-самолёта отРАЖает мощь хтонических сил: «верх» безпомощен без «низа». ЛИЦО без изНАНКИ лишь "половина дела(ния)".
Форма ковра-самолёта, его положение в пространстве – что/кого напоминает? С одного ракурса похоже на птицу с вытянутой шеей, ладью, а с другого - на пещеру и на покров одновременно, где вместо головы – тьма, и эта ТЬМА ЖИВАЯ, заСЕЛ-ЁНная, именно при её посредничестве прорастают на ЛИЦЕвой стороне сочные ТРАВЫ, ЦВЕТЫ в буйстве красок… И надо же, не в пресловутой змееногой «позе лотоса» сидит Иван-Царевич, он СТОИТ на ДВУХ НОГАХ твёрдо, СТОПАМИ на ТВЕРДИ ЗЕМНОЙ (и подЗЕМНОЙ).